СУХОПУТНЫЕ МОРЕХОДЫЭтруски гордились изобретением Писона. Изображение якоря стало со временем символом мореходства и появилось на гербах морских городов, морских флагах, а позже и на кокардах и ленточках фуражек моряков. Первыми включать изображение якоря в гербы своих городов стали этруски. Причем далеко не всегда эти этрусские города стояли на морском побережье, многие были выстроены в глубине Апеннинского полуострова. Но народ, населявший их, все равно по праву считался морским. Каждый город имел выход к морю по судоходной реке или хотя бы по широкой дороге, ведущей к удобной корабельной стоянке. Свои корабли были у каждого города этрусков. Как моряки этруски прославились в древнем мире. Были они и купцами, и пиратами. Начиная с IV в. до н. э. этрусских морских разбойников на берегах Эллады боялись уже больше, чем финикийских. Два внутренних моря, входящие в состав Средиземного, названы именем этрусков -Тирренское и Адриатическое, первое - по греческому названию народа этрусков, второе — от названия колонии этрусков, города Адрии на восточном побережье Апеннинского полуострова. Римляне же называли этрусков еще и тусками, поэтому Тирренское море для римлян было Тусским. В IV-III вв. до н. э. корабли этрусков бросали якоря у побережья Малой Азии, в портах Древней Греции, в Сирии и Ливане, у островов Сардиния, Корсика, Кипр, Родос, Керкира, Итака, Наксос, Делос, Хиос. Приплывавшие на этих кораблях этрусские купцы вели торг с местными народами глиняной посудой, искусными изделиями из бронзы, серебра, слоновой кости. Этрусские корабелы никогда не испытывали недостатка в материалах для кораблестроения. Дерева в Этрурии хватало - леса были не хуже, чем на склонах Ливанских гор в Финикии. Когда же ближайшие лесные богатства скудели, этруски плавали за ним и на Корсику. И корабли у этрусков всегда получались на славу. Боевые пятидесятивесельные корабли этрусков (пентеконтеры) достигали 25 м в длину. Более поздние триеры были еще длиннее и быстроходнее. На приподнятой палубе стояли воины, вооруженные щитами и копьями. Подводную часть носа боевого корабля венчал грозный, выкованный из бронзы заостренный рострум, которым этрусские моряки таранили вражеские корабли. Строили этруски и другие военные корабли - либурны, они были поменьше, с двадцатью веслами. А торговые грузы и десант воинов для боевых действий на суше перевозили на широких вместительных "круглых" кораблях с двумя мачтами. Одна из мачт, высокая, располагалась в центре корабля и оснащалась прямоугольным парусом, другая, поменьше, - на носу, и парус был поменьше, квадратный. Управлялись такие корабли, кроме носового паруса, еще двумя рулевыми веслами на корме. По такой же схеме были построены корабли древних греков и римлян. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |