ВОЗМОЖЕН ЛИ "ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ"?А можно ли изобрести такой источник иергии, такой двигатель, который действовал бы "вечно" и вовсе не имел никаких недостатков? Не загрязнял окружающую среду, не нарушал тепловой баланс планеты, вообще не производил бы ничего, кроме "чистой" энергии. Иными словами, представлял бы собой этакое идеальное устройство, избавляющее нас от всех энергетических проблем. Сотни лет насчитывает история создания подобной установки и название у нее соответствующее — перпетуум мобиле, "вечный двигатель". Кто только не брался за его разработку! Среди энтузиастов были и великие ученые, и выдающиеся инженеры, и ловкие шарлатаны. Уж очень заманчива идея изобрести такой мотор. Иногда казалось, вот оно, решение, но потом выяснялось, что либо совершена какая-то ошибка в расчетах, либо демонстрируемое устройство имеет хитро скрытый обычный источник энергии. Эта навязчивая идея, до конца не осуществленная никем, в конце концов так всем надоела, что еще более 200 лет назад Парижская академия наук раз и навсегда отказалась рассматривать любые проекты "вечных двигателей". А задолго до этого решения изучавший проблему их изготовления великий Леонардо да Винчи говорил: "О, исследователи вечного движения, сколько суетных планов создали вы при подобных исканиях. Станьте лучше алхимиками!" Интересно, что творческое воображение писателей-фантастов, которое никогда не сдерживалось рамками реальности, словно бы обходило эту щекотливую тему. Какой только немыслимо сложной, хитроумной и безотказной техники нет на страницах их романов! Однако вечному движению, даровому способу получения энергии места там не нашлось. Почему же этот двигатель невозможен? Только к середине прошлого века был ясно сформулирован закон сохранения энергии. Ее невозможно получить из ничего. Вспомните наш разговор в самом начале этой главы. Энергию можно лишь преобразовать из одного вида в другой, при этом никогда ее "преображение" не будет полным, неминуемы потери. Они происходят из-за трения друг о друга движущихся частей механизмов, из-за нагрева корпусов и деталей машин. Поэтому главная задача всех, кто создает новые двигатели и источники энергии, заключена в том, чтобы эти потери сделать минимальными. И когда мы говорим, что коэффициент полезного действия какого-либо устройства, скажем, 60 процентов, то это значит, что остальные сорок "вылетели в трубу", иначе говоря, потеряны для нас. Есть ли способы дальнейшего уменьшения этих потерь? Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
Полезные публикации |